электронная библиотека международных
документов по правам человека

Новости

ООН должна быть реформирована с тем, чтобы упростить ее вмешательство во внутренние дела

01.12.2004

С таким заявлением, как стало известно Би-би-си, 29 ноября 2004 года выступила специальная комиссия, учрежденная международным сообществом.

Кроме этого, члены комиссии должны заявить о необходимости расширить Совет Безопасности ООН.

Готовящийся к публикации доклад называет "крупнейшей перетряской" ООН с 1945 года.

Считается, что если ООН будет готова активнее вмешиваться во внутренние конфликты, отдельные

государства откажутся от односторонних действий. Год назад, на фоне серьезных разногласий по

Ираку, генеральный секретарь ООН заявил, что ООН находится на перепутье.

Он заявил тогда, что организация должна пересмотреть фундаментальные основы своей деятельности,

чтобы быть лучше готовой к угрозе глобального терроризма и распространению оружия массового

уничтожения.

Аннан попросил группу из 16 ветеранов дипломатической службы и политиков, которую возглавил

бывший премьер-министр Таиланда Ананд Панярачун, изучить варианты реформ в ООН. В группу вошел и

бывший премьер-министр России Евгений Примаков.

Ожидается, что комиссия предложит более агрессивную роль ООН, что будет означать отход от

традиционных взглядов этой организации, которая всегда говорила, что не может вмешиваться во

внутренние дела стран-членов.

Предупредительные действия

Би-би-си удалось узнать, что авторы доклада порекомендуют ООН создать специальную

"миротворческую комиссию", которая займется наблюдением за ситуацией в потенциальных "горячих

точках", будет оказывать помощь и давать советы, а также предупреждать и - в качестве крайней

меры - готовить военные вторжения.

Члены комиссии хотят, чтобы все страны-члены ООН приняли на себя новое обязательство -

"ответственность по защите" своих граждан.

Если они не смогут обеспечить должной защиты, по новым правилам, Совет Безопасности должен дать

добро на вторжение.

В настоящий момент, если речь идет о неминуемой угрозе, Совбез может пойти на военную акцию, а

страна-член ООН имеет право на самозащиту. Совет в таком случае объявляет об угрозе

международной безопасности, однако определение этого понятие размыто.

В своем докладе авторы пишут, что СБ ООН должен действовать более решительно, но основываясь на

пяти жестких критериях:

- Угроза должна быть определена

- Цель вторжения должна быть ясна

- Вторжение должно быть крайней мерой

- Сила должна быть адекватна и пропорциональна

- Последствия должны быть изучены

Реакция Совета Безопасности ООН будет зависеть от характера кризиса и результатов голосования.

У ООН не будет своих миротворческих сил, хотя несколько членов комиссии выступали за их

создание.

Широкое толкование

Комиссия предлагает расширить понятие угрозы международной безопасности и включить в него

бедность, пандемии, в частности, пандемию СПИДа, и экологические катастрофы, а не только угрозы

возможного применения оружия массового поражения и военных конфликтов.

Число членов Совета Безопасности должно быть увеличено с 15 до 24. Пять постоянных членов -

США, Россия, Китай, Британия и Франция - должны сохранить свои места и право вето. (У членов

комиссии возникло ощущение, что любые изменения в этой области не будут приняты.)

Комиссия предлагает две модели СБ ООН. Согласно первой из них, должно быть больше постоянных

членов СБ без права вето. Согласно второй, в составе Совета Безопасности должны быть члены,

избираемые туда каждые четыре года путем голосования.

Впервые определение получает терроризм. Предлагается понимать его как любое действие,

направленное против некомбатантов и гражданских лиц.

С целью остановить распространение ядерного оружие страны, нуждающиеся в АЭС, должны

автоматически получать право на поставки топлива в рамках МАГАТЭ после проведения

соответствующих инспекций. При этом инспекции должны стать гораздо более жесткими.

Региональные организации типа Африканского союза должны быть укреплены. Любая миротворческая

операция должна оплачиваться ООН, а ее члены должны выделять средства на их проведение

автоматически.

Большая Восьмерка должна также измениться. Одна из предложенных идей предполагает расширение

этой группы, состоящей в настоящий момент только из богатых стран, до 20 членов и включение в

нее развивающихся государств.

Деятельность Комиссии ООН по правам человека должна активизироваться. В ее делегации следует

включать больше активистов правозащитного движения и меньше дипломатов.

Доклад сначала будет изучен Генеральным секретарем ООН, а затем государствами-членами этой

организации.

Любые изменения в деятельности ООН будут, видимо, происходить медленно, но смысл их очевиден:

ООН должна измениться или утратить свою роль.

ЧЛЕНЫ КОМИССИИ

Ананд Панярачун (председатель), бывший премьер-министр Таиланда

Робер Бадинтер (Франция)

Жоао Клементе Баена Суареш (Бразилия)

Гро Харлем Брундтланд (Норвегия)

Мари Шинери-Хессе (Гана)

Гарет Эванс (Австралия)

Лорд Дэвид Хэнней (Британия)

Энрике Иглесиас (Уругвай)

Амре Мусса (Египет)

Сатиш Намбиар (Индия)

Садако Огата (Япония)

Евгений Примаков (Россия)

Цянь Цячэнь (Китая)

Нафис Садик (Пакистан)

Салим Ахмед Салим (Танзания)

Брент Скоукрофт (США)

Источник: Би-би-си (http://news.bbc.co.uk)

Архив новостей:

Новости hri.ru на e-mail:


Новые документы hri.ru на e-mail:


Рассылки работают от FeedBurner