электронная библиотека международных
документов по правам человека

Новости

Миссии ОБСЕ концентрируются на государствах бывшего СССР*

30.11.2005

О претензиях к деятельности наблюдателей ОБСЕ и семинаре, проведенном Центризбиркомом, рассказывает Владимир Лысенко, член ЦИК России.

-Если раньше недовольство деятельностью международных наблюдателей по линии ОБСЕ со стороны России и постсоветских стран носило скрытый характер, то на прошедшем в России семинаре впервые глава ЦИК РФ открыто выступил с предложениями об изменении деятельности ОБСЕ. Как можно прокомментировать такой шаг?

- Этот процесс идет, начиная с июня 2004 года. И не столько высказывается критика как таковая, сколько конструктивная критика. Не только указание на конкретные направления, формы и методы организации и осуществления такого наблюдения, прежде всего, в государствах СНГ, сколько предложения по дальнейшему совершенствованию данной методологии в сочетании с дальнейшей демократизацией процесса формирования состава миссии и последующего придания рекомендациям или оценкам этой миссии более высокого статуса. Например, санкционирование их постоянным советом ОБСЕ.

В течение 2005 года идет совершенствование методологии наблюдения и организации наблюдения. Желательно, чтобы этот процесс шел рука об руку с разработкой и принятием дополнений к Копенгагенским обязательствам 90-го года по поведению демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ. И такая работа, как об этом свидетельствуют последние шаги Постоянного совета ОБСЕ и иных органов ОБСЕ, идет, участником всех этих мероприятий является, в том числе, и Российская Федерация. Мы предлагаем ряд позиций, с этими позициями практически соглашаются.

- А в чем выражаются основные претензии к деятельности наблюдателей ОБСЕ?

- Прежде всего, нечеткость существующих обязательств, которые предусмотрены в документе под названием "Копенгаген-1990 год", когда впервые обязательства по проведению демократических выборов были всеми государствами ОБСЕ приняты на себя. Необходимо уточнение этих обязательств, чтобы эти расплывчатые

формулировки в ряде случаев не являлись основой для политизации и самих миссий, и тех выводов, с которыми эти миссии приходят.

И вторая часть, состав миссий и вектор этих миссий не должен преимущественно концентрироваться и направляться только на государства Восточной Европы, даже не столько на центрально-европейские, сколько на государства бывшего Советского Союза. В последнее время в миссиях ОБСЕ наметился как раз такой крен, когда

значительная часть миссий ориентирована на Восток от Вены. При этом состав этих миссий не всегда формируется на принципах равенства, то есть включения в состав этих миссий адекватного представительства наблюдателей от тех государств, где будет осуществляться наблюдение.

- Можете ли Вы сказать, что наблюдается определенный прогресс в работе миссий ОБСЕ?

- ОБСЕ предпринимает определенные шаги, география наблюдения расширилось. В прошлом году была миссия относительно серьезная на президентских выборах в Соединенных Штатах Америки, на выборах президента Франции в 2002 году, в Шотландии были миссия от ОБСЕ. Правда в Англии и в Америке в законодательстве не предусмотрен ни статус международных наблюдателей, ни, соответственно, права международных наблюдателей. Несмотря на то, что по "Копенгагену-90" государства взяли на себя обязательства в национальном законодательстве по урегулированию вопроса о статусе международных наблюдателей, допуска их к осуществлению

наблюдения за выборами и другие обязательства, к сожалению, пока ни Соединенные Штаты, ни Великобритания в полном объеме не выполнили. Это тоже явилось одним из объектов критики с нашей стороны, тогда как Российская Федерация внесла необходимые поправки в наше законодательство. Есть отдельные статьи, посвященные статусу международных наблюдателей, с очень широкими правами этих наблюдателей. Таких прав в законодательном закреплении нет других европейских

странах, не говоря уже об Англии и США. Вот то, что явилось основанием для постановки вопроса о необходимости обновления инструментария международного наблюдения за выборами в государствах-участниках ОБСЕ.

- В чем особенность семинара, проведенного Центризбиркомом?

- Впервые в практике работы ОБСЕ, когда семинар проходит не в Варшаве, где расположена штаб-квартира БДИПЧ/ОБСЕ, не в Вене, где основные органы ОБСЕ расположены, а на территории другого государства-участника ОБСЕ, в Москве. В течение двух дней около 60 участников, это были и представители ОБСЕ, и представители избирательных органов, и представители неправительственных организаций, обсуждали вопросы по усилению демократического потенциала организации

международного наблюдения за выборами.

Были заслушаны доклады не только представителей БДИПЧ, основного органа, который организует наблюдение на просторах ОБСЕ, но и исполкома Содружества Независимых Государств. У нас есть определенная для этого основа - Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод государств-участников СНГ, и есть свои рекомендации для наблюдателей, есть методология наблюдения.

Заслушали также по методологическим вопросам представителей Европарламента, Европейской комиссии, неправительственных организаций, которые как раз подчеркнули, что в каждой методологии есть и свои плюсы, и свои минусы. Поскольку ОБСЕ наиболее универсальная организация, желательно, чтобы методология

ОБСЕ впитала все позитивное, что есть в методологии других международных организаций, адекватно откликнулась на те вызовы, которые реально существуют в практике проведения мониторингов.

В том числе, на этом семинаре была озвучена коллективная позиция ряда государств СНГ. И, как говорятся в соответствующих случаях, стороны более адекватно поняли друг друга, сложилось впечатление, что в конструктивном русле будет продолжена работа по модернизации существующих методологий наблюдения, порядка формирования миссий, то есть расширения географического представительства, в том числе, гендерного. Это будет отвечать интересам как ОБСЕ, так и

государства, на территории которого проводятся выборы, за которыми наблюдает ОБСЕ.

- То есть, факт того, что семинар состоялся в Москве, может быть, является свидетельством того, что поправки в деятельность этой миссии будут внесены?

- По всей видимости, так оно произойдет с учетом того, что Российская Федерация, в частности, Центральная избирательная комиссия, ее представители были в составе рабочей группы БДИПЧ/ОБСЕ, которая как раз готовила проект дополнительных международных обязательств по демократизации избирательного процесса, в

увязке с необходимостью совершенствования методологии. И тот факт, что ОБСЕ оперативно откликнулась на наши предложение провести этот семинар в Москве, то, что был представительный характер и ответственный характер состава участников, свидетельствует о том, что ОБСЕ серьезно желает конструктивно обсудить и

извлечь все позитивное из той практики, тех подходов, которые имеются на европейском континенте. А с учетом того, что членами ОБСЕ являются Канада и Америка, учесть и более широкий опыт, межконтинентальный. Это, на мой взгляд, очень позитивная тенденция.

Беседовала: Инесса Ульянова

Источник: Кремль.орг (www.kreml.org)

*Примечание: В данном интервью выражалась позиция официальных структур России. Правозащитные и общественные организации придерживаются другого мнения по поводу деятельности ОБСЕ, которое они выразили в своем заявлении. С данным заявлением можно ознакомиться здесь - http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=344

Архив новостей:

Новости hri.ru на e-mail:


Новые документы hri.ru на e-mail:


Рассылки работают от FeedBurner